Фотостудия Сюжетная Линия feedback пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
 
СКАЧАТЬ ФОТО ЖИВОЕ ФОТО
 

Лето на позитиве! Лето на позитиве!
Ура! Не успели мы оглянуться, как дизайнер Оля принесла новые летние образцы фотосессий. Что нового? Все!

«Сюжетная линия» в центре помощи семье и детям «Сюжетная линия» в центре помощи семье и детям
2 и 3 декабря в Санкт-Петербурге фотостудия «Сюжетная линия» провела благотворительные съемки...

 За судьбу ребенка в ответе фотограф

 

- Бледность, растрепанность, перепуганный взгляд.

- Неузнаваемые фото, глаза бешеные!

- Фотографа не должны бояться.

 

Такие комментарии слышат наши фотографы от заведующих, когда приходят в новый для себя садик. Понятно, что родители хотят видеть своих детей счастливыми, ведь фотография, это своего рода документ, застывшая память, а в памяти должно оставаться только хорошее. Мы привыкли воспринимать фотографию, как частичку прошлого, но мало кто знает, что снимок способен определить будущее, и это будущее неожиданно может оказаться «растрепанным и перепуганным».

 

В 1938 г. врачом и художником Адрианом Хиллом был введен термин «арттерапия», дословно обозначающий «лечение искусством». Сегодня арттерапии посвящена целая область психологии, ученые доказали, что творческий процесс и предметы искусства способны влиять на здоровье и душевное состояние человека. Одним из наиболее эффективных инструментов такого влияния признана фотография, или «фототерапия». Российский врач с мировым именем Александр Копытин утверждает «Общаясь с фотографиями или создавая их, человек как бы «лечит» себя сам». Особое значение имеет фототерапия при работе с детьми и подростками. В своей статье «Техники портретной фотографии в психологической работе с детьми и молодежью» Копытин доказывает, что образ, запечатленный на фотографии определяет душевное состояние ребенка, более того, такой образ может стать моделью для поведения и во многом определить дальнейшую судьбу его обладателя.

 

Суть данной теории наглядно иллюстрирует «Метод хохчущих фотографий», предложенный школьным психологом А. Чалым. «Возникает вопрос: а можно ли в лечебных целях воздействовать на подсознание человека фиксированными положительными эмоциями? Экспериментальным путем я постарался найти ответ. Начал с того, что просмотрел собственные фотографии, где был запечатлен смеющимся. Выбрав лучшую, я увеличил ее и повесил дома на стену так, чтобы она чаще попадалась мне на глаза. Поглядывал я на нее с любопытством. Было ощущение, что в мое сознание, а скорее — в подсознание, хоть и медленно, но проникает новое представление о себе самом: вот я, оказывается, какой веселый и жизнерадостный!».

 

Получается, что собственный образ проецируется с фотографии, передавая человеку живые эмоции. Наши собственные снимки могут наполнять нас энергией и поддерживать хорошее настроение в течение целого дня. Но это лишь малая часть возможностей, фототерапии, в масштабе всей будущей жизни, фотография способна «улучшить взаимоотношения с окружающими, понять и осознать свою внутреннюю силу». Широкую известность, получил проект финского ученого Миины Савлайнен «Самая красивая девочка в мире» - один из первых терапевтических проектов в работе с детьми-сиротами. Его участницами стали воспитанницы детского дома, вместе с фотографом они гуляли по лесу и рассказывали ему о своих фантазиях. Потом они придумывали волшебный образ и воплощали его на фотографиях. «Специально подбирались костюмы, для того, чтобы создать яркий, неповторимый, объединяющий мечту и реальность образ. Порою поездки за город представляли собой настоящее приключение».

 

Итоги эксперимента получили известность не только среди научного сообщества. Выставка фоторабот путешествовала по городам Финляндии, а затем экспонировалась во многих странах мира. Главным ее успехом стало то, что замкнутые, обделенные вниманием дети вновь поверили в свои силы. Девочки почувствовали собственную индивидуальность, обрели уверенность, убедились, что они интересны и нужны миру. «Как призналась в письме Миине Саволайнен одна из участниц проекта, “очевидно, что в детстве мне не хватало внимания родителей, и это привело к недостатку доверия к миру, моей неспособности устанавливать с людьми близкие отношения. В детстве и подростковом возрасте мне пришлось десять раз переезжать с места на место… Мое “исцеление” началось лишь когда я очутилась в детском доме. Основными “лекарствами” для меня явились воспитатели, дети, мой друг и, конечно, создание вместе с тобой фотографий. Процесс фотографирования действительно помог мне почувствовать себя “самой красивой девочкой в мире”. Я и сейчас продолжаю себя так ощущать, хотя наши фотосессии остались в прошлом». Другая участница отмечает: «Позировать перед камерой поначалу было для меня неприятно и сложно, потому что я никогда раньше не была в центре внимания. Но когда я вижу себя на фотографиях, я по-настоящему счастлива: ведь я такая красивая и особенная».

 

Опыт Миины Саволайнен раскрыл прежде всего социальное воздействие фотографии. Стало ясно, что образ, запечатленный на снимке, способен активно влиять на личность портретируемого. Но опасность заключается в том, что воздействие может быть не только положительным. Если на фотографии вместо улыбки мы видим испуг или зажатость, то эффект фототерапии будет совершенно обратным. Оказывается, что на снимке помимо модели незримо присутствует фотограф, и его вклад в эмоциональное содержание чрезвычайно велик. От того, как фотограф ведет себя, как общается с детьми во время съемки зависит их дальнейшее восприятие и жизненная позиция. Получается так, что терапия начинается еще до того, как фотографию отдали в печать, а фотограф выступает в роли психолога.

 

Исследования, проведенные «Сюжетной линией» в 2009 г. среди совершеннолетних клиентов (свадебная, студийная съемка) показывает, что для подавляющего количества респондентов коммуникативные навыки являются определяющими при выборе фотографа. Иначе говоря, открытость и общительность становятся одним из главных критериев профессионализма. Не стоит пояснять, что съемка в условиях детского сада усложняется ограниченным временем и неограниченной активностью его обитателей. В этой ситуации фотограф должен внушать доверие уже на уровне взгляда, тембра голоса, мимики — скорее интуитивно, нежели осознано. 

 

«Иногда хватает простой улыбки, и ребенок тебе в ответ улыбается» - рассказывает старший фотограф «СЛ» Александа Мольво. «А бывает наоборот — приходит хмурый или обиженный, как такого фотографировать? Говоришь ему: «Главное не улыбнись» - смеется.

Вообще, к подбору фотографов мы стараемся относиться очень серьезно. Никакой дизайнер не исправит хмурый вид или заплаканные глаза, а у детей ведь всякое случается. Поэтому

Перед началом работы каждый из наших фотографов проходит серьезное психологическое тестирование. Кроме того мы с каждым проводим обучение на местах, смотрим, как человек контактирует с детьми, как общается с ними».

 

 Но в конечном счете, критерий работы фотографа остается один — он должен просто любить детей. Тогда фотосъемка превращается в приключение, а фотография на всю жизнь сохранит радость детства.

 

В статье использованы материалы: Копытин А. «Метод портретной фотографии», газета «Школьный психолог».

http://psy.1september.ru/articles/2010/04/07

Чалый А. «Метод хохочущих фотографий», газета «Здоровье детей»

http://zdd.1september.ru/2005/05/4.htm

  1. Оцените качество статьи
    Плохо  
    0 (0%)
    Средне  
    0 (0%)
    Отлично  
    0 (0%)
  2. Род ваших занятий
    0 (0%) Сторонний посетитель
    0 (0%) Родитель
    0 (0%) Воспитатель
    0 (0%) Заведующий

Rambler's Top100    Яндекс.Метрика